Шейх Сайф ибн Али аль-Асри

Поговорим в эти минуты о  вопросе, который нам приходится часто слышать от людей. Они говорят: то,  что мусульмане пребывают в отсталости, отсутствии цивилизованности; войны; споры; распри, которые мы наблюдаем, все это по причине исповедания ими этой религии. И добавляют:  посмотрите же на западную цивилизацию! Когда они оставили религию и взялись за устройство светской стороны  жизни, как стала развита их культура, как они преуспели и продвинулись в развитии и тому подобные речи. Но, на самом деле это лишь иллюзия. Это иллюзия, и если Аллах позволит, мы разъясним это.

Во-первых, вера и знание, вера и знание… Они связаны меж собой или противоречат друг другу? В действительности, они связаны друг с другом. Более того, вера не может быть без знания! Что же такое вера? Это знание. Вера – это знание об Аллахе, это знание об истинной сути вещей. Знание о Всевышнем Аллахе основано на очевидной истине. В вопросах веры нет ничего, что шло бы в разрез с разумом или противоречило бы разуму. Более того, разум указывает на Творца. Разум и есть то, что указывает нам на Создателя. И первым ниспосланным откровением нашей религии было: «Читай! Именем твоего Создателя, который сотворил всё сущее»«Читай». Религия велит нам читать и изучать. «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее.  Он сотворил человека из сгустка крови.  Читай, ведь твой Господь — Почтеннейший. Он научил посредством письменной трости —  научил человека тому, чего тот не знал».

Знание возвеличено в Исламе. Знание занимает высокое положение в Исламе. Всевышний Аллах возвысил положение обладателей знания, говоря: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание», вера и знание… «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». Также Он говорит: «Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом…». Значит, знание возвышено и почитаемо так, что и посланник Аллаха (салляллаху алейхи васаллям) сказал: «Ангелы простирают свои крылья перед изучающим знания, довольствуясь тем, чем он занимается». И также он сказал: «Кто вступит на путь в поисках  знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай». Знание – это великая и почтенная вещь. Оно является путем познания веры, поэтому Аллах сказал: «Знай …»,  знай, что твое познание слов «ля иляха илляллах» должно быть посредством знания, «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех». Когда мусульмане осведомлены и понимают религию, они становятся управляющими цивилизацией, исламской цивилизацией.

После того, как исламское государство полностью утвердилось, «встало на ноги», тогда мусульмане начали популяризировать науку и совершать научные открытия по всему миру. Поэтому, если мы заглянем в историю конца правления Омейядов и начала правления Аббасидов и в Османскую империю, в этом периоде кто управлял цивилизацией? Мусульмане. Какой путь распространялся тогда? Путь ахлю сунна валь джамаа, путь ашаритов и матурудитов,  4 мазхаба  в исламском праве,  путь праведников, путь ученых тасаввуфа, чистых от заблуждений. В свете этой цивилизации, которая длилась более 1200 лет, в ней распространялись знания и совершались научные открытия. Распространилась и процветала медицина, инженерное дело, физика и химия, и астрономия. Распространились многие науки, естественные и гуманитарные. Эти науки распространялись и процветали, появились всемирно известные учёные, так что даже с западных стран люди отправляли своих детей, бывало, что и правители отправляли своих детей учиться у мусульман медицине, инженерному делу.

Таков был итог этой процветающей культуры, этой цивилизации, этой великой религии, которая велит нам постигать науки, до такой степени, что изучение этих наук входит в число обязанностей, возложенных на мусульман. Мы знаем, что есть такие понятия, как «фард айн» (индивидуальная обязанность) и «фард кифая» (коллективная обязанность). Фард айн – это обязанность, которая лежит на каждом человеке индивидуально, и совершением её одним человеком не спадает обязанность от других, все должны это совершить. Например, пятикратный намаз. Если отец совершит намаз, спадает ли с сына его обязательность? Если часть жителей деревни совершают намаз, спадает ли его обязательность от остальных? Нет, конечно. Намаз обязателен индивидуально для каждого. Это и есть «фар дайн» (индивидуальная обязанность). И есть также такое понятие как «фард кифая» (коллективная обязанность). Например, что? Простой пример. Например, заупокойная молитва (джаназа). Когда приносят тело для погребальной молитвы в мечеть, все присутствующие в мечети не обязаны её совершать. Кто пожелает совершить, тот получает награду. Кто не желает, не впадает в грех, потому что погребальная молитва – это коллективная обязанность. Что такое «коллективная обязанность»? Это то, совершение чего одними мусульманами, снимается обязанность с остальных. Но, если все откажутся, то есть никто не совершит погребальную молитву, то всем записывается грех. Изучение медицины является коллективной обязанностью, если мы все оставим её изучение, если никто в нашей местности не изучит медицину, то все мы становимся грешниками. Если мы все оставим изучение физики, мы становимся грешниками за оставление этого. Если мы все оставим авиацию, промышленность, производство самолетов, автомобилей и другие виды промышленности, мы все впадаем в грех. Как же так, религия, которая обязала тебя изучать эти науки, затем мы  говорим, что эта же религия противостоит науке?!

Религия, которая взрастила выдающихся мусульман, профессоров медицины, физики, химии, и их книги стали изучать в учебных заведениях западных стран. Когда же запад пожелал выйти из спячки и мрака невежества, который длился веками, никто не открыл им глаза к знанию,  науке, медицине, инженерии, химии, кроме как ученые из числа мусульман. И наследие мусульман, которое имелось в то время. Тогда как сейчас мы живём в отсталом положении, – нужно говорить все как есть, – мы действительно находимся в отсталости. Мы не шьем одежды, мы не изготавливаем инструменты, мы не производим технику, как например, эта камера, которая меня сейчас снимает, все это мы берем у других. Но эта отсталость не связана с религией, всё это по причине нашей  беспечности. Представьте такую ситуацию: мусульманин и неверующий посеяли поля. Мусульманин посеял своё поле, и неверующий посеял своё поле. Мусульманин спал и не шел ухаживать за посевом, а неверующий ухаживал и в итоге получил хороший и обильный урожай. И что, мы скажем, что этот не получил прибыль лишь потому, что он мусульманин?? Он не получил, потому что он ленив, потому что он спал. Пусть не приписывают собственные недостатки к религии, пусть приписывают их к тому, что он совершил, и в чем ошибся. Но, повелевает ли религия учиться? Да. Религия повелевает учиться, и Книга Аллаха, и хадисы Пророка (салляллаху алейхи васаллям), указывают на это.

То, что происходит с мусульманами – это всё по причине их небрежности, по причине их упущений, и мусульманам следует вернуться к своим истокам, стать теми, кем они были в прошлом. Мусульманам необходимо подумать о развитии промышленности, цивилизации, о продвижении, о процветании, и их действия во всем этом – это обязанность, возложенная на них Аллахом, и это является вверенным им (аманат). Иначе, как мы поднимем знамя Ислама, как призовём людей к этой милости, к этому свету, к этому благу. Они смотрят на нас, как мы спим и регрессируем. Мы ничего не производим и ничего не добиваемся, простые люди из числа не мусульман могут сказать: «Если бы в этой религии было благо, оно принесло бы пользу в первую очередь им. Если бы в этой религии было благо, то она принесла бы пользу этим людям, чтоб избавить их от зависимости от нас, религия не сделала бы их такими, которые не разбираются ни в чем». Есть проблема, которая заключена в западе. Когда религиозные деятели запада хотели взять контроль над людьми в свои руки, а религия у них — искаженная. Их религия искажена. Как говорит это Всевышний Аллах, Свят Он и Велик: «…пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это — от Аллаха»…», затем говорят, что это ниспослано Аллахом, в то время как это не от Аллаха. Пишут книгу от себя, искажают ее. Искаженная речь не соответствует здравому рассудку. И так, каждый раз, когда появлялся кто-либо разумный, способный логически мыслить, заявляя этим христианским религиозным лидерам или другим, что их религия противоречит разуму, разум такое не принимает. Религиозные лидеры стали заявлять что наука – враг религии. Если ты желаешь, чтоб твоя религия и твоя вера сохранились, оставь науку. И возникла ожесточенная борьба в Европе между наукой и религией. Почему? Потому что их религия искажена, и лидеры этой религии желают господствовать над людьми, но этого не достичь, кроме как сбив с толку невежественный народ. Таким образом, возникло убеждение в сердцах простых людей, особенно у ученых,  интеллигенции, и философов, что религия – это опиум, как говорится, религия – это опиум для народа. Да. Правильно. Их религия ведь искаженная. И решением этой проблемы стало отделить религию от жизни, отделить религию от жизни. Это было решением, которое подходит им самим, такое решение подходит им самим, отделить от жизни ложную религию, придуманную ими от себя, противоречащую разуму, противоречащую логике. Решением для них стало отделить эту религию, и заняться  общественной деятельностью, не используя искажённую религию. Отделили общественный устрой от религии и стали процветать, потому что их религия препятствовала  науке. Это исправление ситуации – отделение религии от жизни, – которое стало решением для Европы, подходит ли оно мусульманам? И правильно ли будет сказать им: если вы хотите подняться в развитии, то поступайте так, как поступают на западе? Ответ: Нет. Решение, которое было использовано в Европе, отнести к исламскому миру, является великой ошибкой. Почему? Потому что, это подобно тому, как лечение, которое назначено для больного раком,  применять  для здорового, у которого нет проблем со здоровьем, или у него другая болезнь. Наша же болезнь, – болезнь мусульман, – это то, что мы не изучаем науки, несмотря на то, что наша религия побуждает нас к этому! Значит, что является решением проблемы для нас? Решение – это обратиться к религии, которая говорит тебе: если ты вступишь в путь, ища в нем знание, с целью чтоб помочь мусульманам в больницах, помочь им на дорогах, помочь им в строительстве, кто вступит на путь, ища в нем знание, Аллах облегчит ему путь в Рай! Наша религия велит нам это.

Поэтому, нет у нас проблемы в самой религии, проблема в нас самих. Значит, нет необходимости говорить о делении между религией и жизнью, религией и этим миром. Религия сама  управляет нашей жизнью. Поэтому ученые говорят, что важная задача мусульманского правителя – это заботится о положении религии и править согласно религии, позаботиться о религии и вести правление общественной жизни народа согласно религии. Потому что у людей есть свои настрои, свои амбиции, свои предположения, если право на законотворчество дать в руки богатым, они установят законы, которыми притеснят бедных. Если дать это право в руки бедных, у которых ничего нет, они установят закон для изымания имущества у богатых. Это естественная природа человека, везде искать пользу для себя. Ислам же установил основы, каноны, исходные точки, и общие правила, которые содержат справедливость в распределении имущества, в управлении властью, справедливость во всех делах нашей жизни, и побудил нас изучить и познавать. Оставил нам простор для исследований и развития, так  появились и писались  многочисленные книги, которые рассказывают об исламской политике, книга имама Маварди «Аль-ахкам Ас-Султания», так же книга Изуддина ибн Абдуссаляма, книга имама Газали, и других учёных . Мусульмане все еще развивают свое мышление в рамках основ, которые установил и укрепил Ислам. Вкратце говоря, знание ведет к вере, знание ведет к вере, в отличии от того, что происходит в Европе, в которой знание ведет к отрицанию их искаженной религии. А наше изучение ведет к признанию этой достоверной религии. Надеюсь, что это станет ясным ответом для братьев, которые смотрят это видео. Хвала Аллаху, Господу миров, и мир и благословение Аллаха Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.